Любой спиннингист, хоть раз испытавший свою снасть на морозе, желает снизить до минимума обмерзание шнура (или лески), а также пропускных колец и ролика лесоукладывателя. Обмерзание данных элементов снасти не только малоприятно (приходится регулярно снимать лед), но и приводит также к общему снижению эффективности ловли – снижается дальнобойность, чувствительность и т.п. Особенно быстро шнур начинает обмерзать при наличии ветра, даже не слишком сильного.
Для долговременного снижения обмерзания применяют пропитку/обработку шнура или лески водоотталкивающим средством. Специальная обработка других элементов (пропускных колец и ролика лесоукладывателя) не так эффективна. Одним из самых первых и доступных средств является вазелиновое масло. Наносить масло следует еще дома, перед рыбалкой. Лучше всего пропитывать только что купленную или мало пользованную «плетенку» или леску - она еще не успела разлохматиться или потрескаться и будет намного медленнее обмерзать. Вазелиновое масло хорошо впитывается, довольно стойко держится в процессе ловли и, к тому же, обладает низкой стоимостью. Кроме плюсов, есть и минусы – пропитанная маслом леска начинает немного слипаться на шпуле, снижая дальнобойность снасти, на ролике начинает скапливаться мусор и т.п. В процессе ловли также следует по мере необходимости проводить дополнительную обработку шнура.
Кроме вазелинового масла для борьбы с обледенением также широко используются и другие «антифризы» - жидкие силиконовые смазки, специализированные масла для рыболовных катушек, вытесняющие влагу и т.п. Специализированные катушечные масла дольше всех остальных средств удерживаются на шнуре, практически не влияют на прочностные характеристики «плетенки», дополнительно смазывают ролик лесоукладывателя. Очень хорошо зарекомендовало себя в зимнем спиннинге специализированное нахлыстовое средство – флотант, предназначенный для придания плавучести сухим мушкам и нахлыстовым шнурам. Данное специализированное средство отлично удерживается на леске или «плетенке», не приводит к слипанию на шпуле, увеличивает скольжение и дальнобойность. К отрицательным моментам можно отнести стоимость и труднодоступность данного средства. Впрочем, последнее легко решить с помощью заказа через Интернет.
Во всех остальных случаях правит «его величество» силикон. Продающийся в автомагазинах силиконовый спрей прекрасно впитывается, долго не обмерзает на ледяном ветру, абсолютно безвреден для механизма катушки и при этом относительно не дорог. Лучше всего обработать шнур силиконовой пропиткой сразу на заводской бобине, воспользовавшись специальной трубочкой-насадкой. После нанесения и высыхания спрея следует повторить обработку. При применении других пропиток следует проявлять осторожность – помимо вытеснения влаги данные средства могут слишком «активно» воздействовать на шнур, резко снижая его прочностные характеристики и общий срок службы. Обработке подлежат даже специализированные «зимние» лески и плетеные шнуры. Не смотря на заводскую пропитку, они достаточно быстро теряют влагостойкость и точно также начинают обмерзать.
Учитывая особенности зимнего спиннинга и значительную эксплуатационную нагрузку на шнур, рекомендуем регулярно осматривать «рабочую» часть. При обнаружении разлохмаченного участка следует подрезать шнур. Также стоит обращать внимание и на снижение прочностных характеристик, неизбежных при многократной обработке шнура или лески различными водоотталкивающими средствами.