Санкт-Петербург +7 812 424-35-25 Доставка Оплата
Корзина
Главная » Статьи
Уход и хранение безынерционных и мультипликаторных катушек

Уход и хранение безынерционных и мультипликаторных катушек

1 августа 2011 12:28 Долгая и безотказная работа безынерционной или мультипликаторной катушки зависит от обязательного выполнения нескольких простых правил. Являясь высокоточным и конструктивно сложным инструментом, катушка просто не может обойтись без регулярного технического обслуживания.

Безынерционная катушка
Приобретая в магазине безынерционную катушку, оцените ее "динамику", бесшумность и плавность хода, насколько быстро нагружается фрикционный тормоз. Дужка лесоукладывателя должна четко фиксироваться при открывании (для увеличения срока службы закрывать дужку рекомендуется рукой). Обратите внимание на кромку шпули - она должна быть безукоризненно гладкой.
Снаряжая новую катушку на рыбалку, намотайте на шпулю такое количество лески или шнура, чтобы остался зазор перед кромкой 2-3мм. Установив катушку на спиннинг, пропустите леску через кольца и "нагрузите" снасть, удерживая свободный конец лески рукой. Отстройте фрикционный тормоз таким образом, чтобы уберечь снасть и леску от чрезмерных перегрузок.
В процессе эксплуатации следите за отсутствием посторонних шумов в катушке и любых люфтов в узлах. Не допускайте ударов о твёрдые предметы, не бросайте катушку на землю или песок. По возможности берегите безынерционную катушку от "купания".
В случае возникновения любого сбоя в работе (шум, затрудненность хода и т.д.) рекомендуется отнести катушку к специалисту или разобрать ее самостоятельно. В последнем случае вам очень пригодится сборочная схема, идущая в комплекте с катушкой. Для начала снимите с катушки шпулю. Поворачивая ручку поднимите шток ротора в крайнее верхнее положение, отвинтите фиксирующую гайку ротора, освободите внутренние винты и снимите крышку корпуса. Затем снимите главную шестерню. Осмотрите внутренний механизм, уделив особое внимание подшипникам. Заметив потемневшую смазку, удалите ее салфеткой или тряпочкой без ворса. Иногда требуется снять подшипник и промыть в небольшой банке со спиртом или бензином.
Удалив всю грязь с внутренних узлов катушки, следует нанести свежую смазку. Для увеличения срока службы используйте только специальные виды смазок. Например, такой гигант катушкостроения, как Shimano(Япония), выпускает комплекты из двух смазок – жидкой и густой. Жидкая смазка предназначена для обработки подшипников, густая – для шестерёнок и червячной передачи. Смазка выпускается в баллончиках с длинным «носиком»-распылителем для точечного нанесения. При нанесении смазки не переусердствуйте – излишнее количество обязательно вытечет и запачкает все вокруг.
Отправляясь на рыбалку, перевозите безынерционную катушку в специальном чехле, оберегающем свою «хозяйку» от ударов и загрязнения. Если катушка кратковременно попала в воду или упала на песок, быстро и аккуратно поднимите ее, очистите и осмотрите. Снимите шпулю и проверьте, не попал ли песок на шток ротора. В случае значительного загрязнения или возникновения постороннего шума, немедленно прекратите эксплуатацию катушки – ее необходимо разобрать, почистить и пересмазать.
После рыбалки рекомендуется внимательно осмотреть катушку и при необходимости просто протереть. Зачастую нет никакой необходимости полностью разбирать катушку, достаточно лишь немного смазать определенный узел. В любом случае сигналом для техобслуживания будет потеря плавности хода или посторонний шум. Перед зимним «простоем» катушку следует проверить, удалить возможные загрязнения, осмотреть подшипники и заменить старую потемневшую смазку на новую. И ослабьте фрикционный тормоз, дайте катушке как следует отдохнуть перед следующим рыболовным сезоном.

Мультипликаторная катушка
После приобретения рекомендуется протереть мультипликаторную катушку от консервирующей смазки. Раскрутив находящиеся под ручкой винты снимите шпулю. Протрите подшипники, удалив излишнее количество смазки. Не забудьте также осмотреть торцы шпули и тормоза катушки. Все, «мультик» готов к работе. В мультипликаторной катушке есть сразу несколько узлов, открытых для загрязнения и, следовательно, требующих регулярного осмотра - бесконечный винт (привод лесоукладывателя), клавиша отключения шпули, обгонная муфта. Вода или грязь, попадая в зазоры между корпусом катушки и шпулей (или «звездочки») быстро проникает внутрь катушки и начинает «работать» как абразив. Заметив загрязнение или посторонний шум, прекратите эксплуатацию катушки, продуйте зазоры или снимите шпулю и удалите скопившуюся грязь.
В случае сильного загрязнения или возникновения постороннего шума не обойтись без полноценного технического обслуживания. Воспользовавшись сборочной схемой, разберите катушку. Обратите внимание на направление вращения деталей – пригодится во время сборки. Удалите со всех деталей старую потемневшую смазку. Особенно тщательно промойте в бензине обгонную муфту без внутренней обоймы. Затем так же аккуратно очистите силовые и скоростные подшипники. После очистки просушите все детали. Сборку катушки производите с одновременной смазкой уже установленных частей. Скоростные подшипники смазываются жидкой смазкой, силовые подшипники – густой. Чем более плотно пригнаны друг к другу детали, тем более жидкой должна быть смазка. Обгонная муфта смазывается небольшим количеством жидкого масла. Лесоукладыватель после очистки обрабатывается густой смазкой. Как и в случае с безынерционной катушкой, не переусердствуйте с количеством наносимой смазки. Все лишнее масло обязательно протечет и осложнит работу с катушкой. Ни в коем случае не смазывайте ведомую шестерню мультипликаторной катушки. Излишняя смазка попадет на центробежные тормоза, начнутся «перебежки» и катушка будет «бородить». Также не стоит обрабатывать маслом и опорные подшипники шпули – снизится скорость вращения.
Используйте только специализированное масло для катушек. Любой крупный производитель безынерционных и мультипликаторных катушек выпускает все необходимые смазочные материалы, гарантируя высокое качество обработки. Масло для катушек бывает синтетическое и минеральное. Что предпочесть, решайте сами. Синтетическая смазка поможет достичь максимальной дальнобойности и лучше перенесет рыбалку в холодное время года. В тоже время, текучая «синтетика» быстрее «уйдет» из катушки, требуя пересмазки. Минеральная смазка более тягуча и универсальна. К тому же, «минералка» лучше противостоит воздействию влаги. В большинстве случаев силовые крупные катушки обрабатываются более густыми минеральными смазками. Скоростные катушки, «мыльницы» или средняя по размеру «классика» смазывается преимущественно синтетическим маслом.
Для увеличения срока службы катушки рекомендуется ослаблять фрикционный тормоз после каждой рыбалки. В течение рыбалки регулярно осматривайте катушку, сразу удаляя загрязнение. Перевозите мультипликатор только в специальном мягком чехле.
Консервация мультипликаторной катушки на зиму предполагает полную разборку и пересмазку всех необходимых деталей. После сборки нанесите на катушку тонкий слой жидкого масла и положите мультипликатор в герметичный пакет. В начале рыболовного сезона достаточно только насухо протереть катушку и она снова готова к работе. Максим Бортняков.