Санкт-Петербург +7 812 424-35-25 Доставка Оплата
Корзина
Главная » Статьи
Уход и обслуживание катушек

Уход и обслуживание катушек

7 ноября 2014 12:23

Современная рыболовная катушка, вне зависимости, безынерционная она или мультипликаторная, представляет собой сложный высокоточный механизм. И, как любой механизм, катушка нуждается в регулярном уходе и обслуживании. Многие рыболовы не безосновательно считают, что если работа катушки остается плавной и тихой, в течении первого и даже второго сезона беспокоиться о техническом обслуживании не стоит. Достаточно лишь своевременно очищать и просушивать катушку после рыбалки, не допуская попадания и высыхания грязи на внутренних узлах. Требуется всего лишь протереть мокрую поверхность катушки сухой тканью без ворса, в случае необходимости удалить грязь вокруг винтов и в полостях с помощью ватной палочки, смоченной в спирте. Также следует в профилактических целях осмотреть ось. Для этого необходимо снять шпулю и удалить всю попавшую с водой грязь с оси и внутренней поверхности шпули.

Какие смазочные материалы использовать при обслуживании рыболовной катушки? Традиционно считается, что лучшими смазками являются продукты, выпущенные тем же производителем катушки, которой вы пользуетесь. Однако, на рынке достаточно много высококачественных смазок от фирм, специализирующихся именно в данном секторе, зачастую более эффективных при обслуживании. В любом случае, перед нанесением новой смазки необходимо полностью удалить старую, по причине разного химического состава и возможной несовместимости.

Смазки бывают густыми или жидкими. В общем случае, густыми смазками обрабатывают шестерни, передаточный механизм и бесконечный винт, жидкими - подшипники. Перед применением конкретной смазки обязательно внимательно изучите информацию производителя на упаковке, для каких узлов предназначен данный продукт. Приведем несколько примеров.

Жидкие смазки.

  • - Смазки для подшипников Reel Butter Oil и Reel Butter Oil Saltwater, производство США. Обе смазки представляют собой синтетическое жидкое масло, обладающее сверх низкой вязкостью. В маслах присутствует присадка для предотвращения застыванию. Масло Reel Butter Oil Saltwater обеспечивает дополнительную антикоррозийную защиту от вредного воздействия соленой воды.
    • - Смазка Shimano WSFROIL 50. Жидкое подшипниковое масло в аэрозольной упаковке с тонким носиком. Мгновенное проникновение и удобство в работе.

    Густые смазки.

    • Густое синтетическое масло Reel Butter Greace. Содержит ингибитор антиржавчины, нейтрально к пластиковым и металлическим деталям. Для шестеренок и передаточного механизма.
    • Густая универсальная смазка спрей для катушек Daiwa Reel Guard Oil. Быстрое проникновение и обволакивание. Подходит для смазки подшипников и небольших трущихся поверхностей. Обладает отличными антикоррозионными свойствами.
    • Густая смазка Daiwa Molybdenum Grease. Обеспечивает высокое скольжение и уверенное антикоррозионную защиту. Для металлических узлов, исключая подшипники.

    Отдельной группой выделим наборы, сразу включающие в себя густую и жидкую смазки, а также чистящие средства. Очень удобный вариант, при котором не надо ломать голову, совместимы или нет различные масла.

    Набор смазок для катушек Reel Butter Lubrication Pack. Густая смазка для шестеренок и передаточного механизма, универсальное жидкое масло, специализированное жидкое масло для подшипников.

    Набор смазок для катушек Reel Case 123 Pack. Густая смазка для шестеренок и передаточного механизма, жидкая смазка для подшипников, пропитка для плетеных шнуров, средство для чистки от загрязнений.

    Набор для ухода за катушками Reel Cleaning Kit. Густая смазка для шестеренок и передаточного механизма, жидкое масло для подшипников, средство для удаления грязи, щеточка, отвертка, тканевая салфетка, четыре ерша.

    В случае, если при работе катушки появился посторонний звук или пропала былая плавность, необходимо "капитальное" обслуживание, подразумевающее разборку, чистку и смазку внутренних элементов. Очень большую помощь в разборке конкретно вашей модели окажет взрыв-схема, входящая в комплект поставки и видео ролики, в изобилии представленные в Интернете.

    В начале рассмотрим "облегченный" вариант разборки и чистки катушки. Снимаем шпулю и удаляем всю грязь и пыль со всех поверхностей, обращая внимание на передний бортик и полости с внутренней стороны. На ось нанесем две-три капли жидкой смазки и прогоним катушку несколько раз, добившись затекания смазки внутрь. Далее разбираем ролик лесоукладывателя, тщательно все протираем и также немного смазываем подшипник ролика лесоукладывателя жидкой смазкой. Откручиваем ручку катушки, удаляем загрязнения с помощью ватной палочки и аккуратно смазываем подшипник или саму ось ручки. Даже после такого быстрого технического обслуживания ваша катушка станет заметно плавней и тише.

    Теперь перейдем к "капитальному" варианту. Разборку следует производить на большой чистой поверхности, а еще лучше в пластиковом поддоне с низкими бортиками. Так вы гарантированно не потеряете ни одной мелкой детали, неожиданно "выпрыгнувшей" из катушки. Необходимо помнить, что все детали тщательно протираются керосином, бензином или спиртом до полного удаления старой отработавшей смазки. Любое потемнение старой смазки укажет на наличии в ней абразивных частиц и процесс износа. В качестве смазки рекомендуется применять не первое попавшее под руку масло, а специализированное средство, разработанное конкретно для обслуживания рыболовных катушек. Повторимся - на бесконечный винт и зубчатые передачи наносятся полужидкие или густые смазки, подшипники обрабатываются жидкими маслами. Внимание - при нанесении смазки не переусердствуйте, лишнее количество не означает лучшей работы механизма. Вполне достаточно тонкого слоя или пары капель.

    Итак, после снятия шпули проворачиваем ручку таким образом, чтобы ось максимально поднялась. Отворачиваем гайку, удерживающую ротор и отмечаем маркером положение ротора относительно втулки. Сдвигаем ротор вперед и убираем ватной палочкой всю грязь с внутренних поверхностей. Аккуратно наносим жидкую смазку на оси роликов обгонной муфты. После этого собираем роторный узел в обратном порядке. Далее снимаем ручку и крышку корпуса. Перед демонтажом ведущей шестерни не забудьте отметить взаимное расположение шестеренок с помощью маркера. В противном случае, прецизионная точность изготовления зубьев и подгонка одного зуба к другому может нарушиться, что приведет к затрудненному вращению. В современных катушках от известных брендов, в первую очередь, Shimano и Daiwa подгонка может и не потребоваться, но всё же следует обратить на это внимание. Сняв ведущую шестерню, густой смазкой слегка обрабатываем зубчики и бесконечный винт. На все внутренние узлы с трением также следует нанести тонкий слой густой смазки. Устанавливаем обратно ведущую шестерню, крышку корпуса и рукоятку. Наносим две-три капли жидкой смазки на ось шпули и ролик лесоукладывателя, добиваясь проникновения смазки внутрь механизма. Устанавливаем шпулю. Густой смазкой обрабатываем возвратный узел дужки.

    В заключении несколько простых советов, которые помогут значительно сберечь ваши нервы и финансы.

    Сразу после приобретения в магазине новой катушки, осмотрите её и удалите всю лишнюю консервационную смазку. В противном случае, к ней быстро прилипнет большое количество пыли, и начнется процесс износа внешних трущихся частей.

    Перед каждой рыбалкой не поленитесь и проверьте качество хода катушки, её плавность и тишину. Убедитесь в надежности и постепенном наращивании фрикционного тормоза. Посмотрите, насколько мягко и уверенно работает дужка лесоукладывателя. Осмотрите край бортика шпули, он должен быть безукоризненно гладким и чистым. Любой посторонний звук или затруднённость хода укажет на наличие абразивных частиц внутри механизма. Такую катушку лучше сразу отложить до полной разборки и полноценного ТО. Самый лучший вариант, когда на рыбалку берется запасная катушка, "на всякий случай". Если вдруг основная катушка оказалась под водой, лучше сразу прекратить её эксплуатацию, а дома разобрать, просушить и пересмазать.

    В конце сезона необходимо тщательно осмотреть и, если требуется, разобрать, прочистить и пересмазать катушку. Не забудьте ослабить фрикционный тормоз, зачем попусту держать под нагрузкой несколько месяцев этот важнейший узел. Катушку, долгое время пролежавшую без работы, следует прогнать короткое время вхолостую для возможного разгона смазки.